?

Log in

No account? Create an account

Блог Андрея Соколова

Previous Entry Share Next Entry
Мусорный коллапс в Самаре: общественная палата города указала на МинЖКХ
and_sokolov


На заседании городской Общественной палаты назвали виновника провала мусорной реформы в Самарской области.

Схема так называемой мусорной реформы проста: единственный региональный оператор - ООО "ЭкоСтройРесурс", вывозит твердые бытовые отходы (ТКО) с контейнерных площадок на полигон, за что собирает деньги с жильцов из расчета по квадратным метрам площади квартир в соответствии с территориальной схемой.

Норматив накопления 0,091 куб.м с метра жилой площади, а также предельный тариф на услуги ООО "ЭкоСтройРесурс", устанавлены приказами МинЖКХ Самарской области № 846 от 18.12.18г. и № 1023 от 29.12.18г. за подписью министра - Сергея Маркова. Позднее был издан приказ уже Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 95 от 28.03.19г. об уточнении тарифа.

До 30.06.19г. тариф составлял бы 598,16 руб./куб.м, затем должен был вырасти до 619,32 руб./куб.м. Теперь же тариф оставлен неизменным до 01.01.2020г., но после еще подорожает. Причем, тарифы не касаются канализационных стоков, крупногабаритного мусора и субботников, когда жители бесплатно работают за сидящих в твиттере чиновников. А поэтому увеличение платы за мусор еще впереди.

18.11.18г. с ООО "ЭкоСтройРесурс" было заключено соглашение на обращение с ТКО на срок 9 лет, т.е. до 2028 года региональному оператору был обеспечен доход вне зависимости от результатов "реформы".

Почему же плата собирается с квадратных метров, а не с жителей, создающих мусор? Ответ прост и понятен каждому: квадратных метров жилья больше, чем людей, а потому собрать денег можно больше. Эта позиция областного правительства отличается от других регионов России. Например, в Татарстане сборы за мусор не включают НДС и плата в разы меньше, чем в Самарской области.

Могла Самарская область считать нормативы и тариф иначе? Конечно, поскольку, в силу федерального закона, программы в области обращения с отходами, правила осуществления деятельности регионального оператора, порядок его выбора, утверждение предельных тарифов и государственный надзор - компетенция Правительства Самарской области. Организация и размещение контейнерных площадок - компетенция городских районов, которые, зачем-то, сделали отдельными муниципалитетами.

Вроде бы схема проста, но неработоспособна и вызвала социальный протест. Это значит, что перед тем, как спешить отчитаться перед Москвой за "мусорные успехи", здесь, на местах, нужно было думать о людях. По самарской традиции чиновники хотели нравиться высокому начальству и наскоро утвердили тарифы, предоставили регоператору полигоны и право собирать деньги - т.е. доходы, остальное - затратную часть, повесили на бюджет и жителей - квитанции и контейнерные площадки. В итоге получили митинги, мусорные кучи, споры кто и где должен собирать мусор, двойные квитанции и единые кабальные поборы с жителей элиток, хрущевок и частных домов в Зубчаниновке.

23.04.19г., подогретый протестами в стране, премьер Дмитрий Медведев вдруг сообщил о возможном снижении мусорных тарифов. Хотя, что разрешать, если существующий тариф и так назван "предельным", т.е., в силу существующего закона, допустимо любое снижение в установленных пределах.

Как только высказался "тот самый премьер", "ожила" и Общественная палата Самарской области: записные общественники мгновенно прозрели, почувствовали на себе бремя несправедливости и даже предложили брать по 80 рублей с носа до утверждения новых тарифов. Однако, "обойти" Татарстан и взимать плату менее 70 рублей не посмели - не было команды.

Вчера все это прозвучало и на заседании Общественной палаты города, где вину за мусорный коллапс возложили прямо на непосредственного устроителя "мусорной реформы" - министра ЖКХ Самарской области Сергея Маркова.

Правда, критику министр не услышал: в Общественную палату он не явился и, вместо разговора о деле, предпочел протокольно встречаться и фотографироваться с Александром Хинштейном в Рождествено. Вместо себя Марков прислал аморфного и невнятного чиновника, кажется Антона Алимова, который вяло пенял на прошедшие годы и демонстрировал нежелание шевелиться для снижения социальной напряженности в регионе.

В остальном, среди выступавших отмечу первого вице-мэра Самары Владимира Василенко, который четко указал на недостатки реализации идеи "мусорной реформы" - сложности в организации контейнерных площадок, их "двойной" учет (в реестре города 2500 площадок, но ООО "ЭкоСтройРесурс" считает, что более 3300), необходимость изменения порядка работы мусорного оператора и социальной поддержки, если тариф выбран единым для всех самарцев.

Член Общественной палаты города Алексей Чигенев также подверг критике МинЖКХ, привел расчет конкретных цифр, в т.ч. при раздельном сборе мусора, и внес предложение об изменении нормативных актов МинЖКХ в части расчета тарифов, установлении платы не более 80 рублей с человека.

В итоге, общественная палата приняла за основу ряд предложений и рекомендовала Правительству Самарской области в связке с ГубДумой пересмотреть нормативы тарифной политики. Затем, с чувством выполненного долга, заседающие стали расходиться, попутно согревая друг друга дружескими объятиями и рукопожатиями.

А что делать простому гражданину, который смотрит телевизор, наблюдает кучи мусора и условную общественную дискуссию, но исправно получает квитанции с оплатой по квадратным метрам жилья?

Правильным был бы совет - не платить. Не платить до тех пор, пока чиновники не разберутся с проблемой, не наладят работу и не сформируют отвечающий здравому смыслу продукт - услугу по обращению с ТКО.

В нынешних условиях ответ потребителя должен быть рыночным и ощутимым для тех, кто привык неспешно рассуждать в министерском кресле, рисуя начальству статистику о несуществующих успехах. Система обращения с мусором в Самарской области не работает, власти никак не могут определиться с тарифами и методикой их расчета. За что же тогда с нас собирают деньги? Впрочем, собираемость платы за мусор в Самаре одна из самых низких в стране, люди вновь чувствуют себя обманутыми.

Поэтому - не платить. И не стоит бояться судебных разбирательств, региональный оператор просто не в силах судиться, а потому, ощущая сбой реформы "пятой точкой", чиновник начнет шевелиться и стимулировать правильную работу мусорного оператора.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
В силу федерального закона, перед принятием тарифа по такой схеме, Правительство Самарской области было ОБЯЗАНО заранее провести надлежащие замеры ТБО. Но не провело - т.о. нарушило Ф.З. и поэтому её тарифы не просчитаны и незаконны! Юристы должны это понимать!?

Юристы не принимают решений за начальника.

Но понимать обязаны!

  • 1