Андрей Соколов (and_sokolov) wrote,
Андрей Соколов
and_sokolov

Category:

Мусорный коллапс в Самаре: общественная палата города указала на МинЖКХ



На заседании городской Общественной палаты назвали виновника провала мусорной реформы в Самарской области.

Схема так называемой мусорной реформы проста: единственный региональный оператор - ООО "ЭкоСтройРесурс", вывозит твердые бытовые отходы (ТКО) с контейнерных площадок на полигон, за что собирает деньги с жильцов из расчета по квадратным метрам площади квартир в соответствии с территориальной схемой.

Норматив накопления 0,091 куб.м с метра жилой площади, а также предельный тариф на услуги ООО "ЭкоСтройРесурс", устанавлены приказами МинЖКХ Самарской области № 846 от 18.12.18г. и № 1023 от 29.12.18г. за подписью министра - Сергея Маркова. Позднее был издан приказ уже Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 95 от 28.03.19г. об уточнении тарифа.

До 30.06.19г. тариф составлял бы 598,16 руб./куб.м, затем должен был вырасти до 619,32 руб./куб.м. Теперь же тариф оставлен неизменным до 01.01.2020г., но после еще подорожает. Причем, тарифы не касаются канализационных стоков, крупногабаритного мусора и субботников, когда жители бесплатно работают за сидящих в твиттере чиновников. А поэтому увеличение платы за мусор еще впереди.

18.11.18г. с ООО "ЭкоСтройРесурс" было заключено соглашение на обращение с ТКО на срок 9 лет, т.е. до 2028 года региональному оператору был обеспечен доход вне зависимости от результатов "реформы".

Почему же плата собирается с квадратных метров, а не с жителей, создающих мусор? Ответ прост и понятен каждому: квадратных метров жилья больше, чем людей, а потому собрать денег можно больше. Эта позиция областного правительства отличается от других регионов России. Например, в Татарстане сборы за мусор не включают НДС и плата в разы меньше, чем в Самарской области.

Могла Самарская область считать нормативы и тариф иначе? Конечно, поскольку, в силу федерального закона, программы в области обращения с отходами, правила осуществления деятельности регионального оператора, порядок его выбора, утверждение предельных тарифов и государственный надзор - компетенция Правительства Самарской области. Организация и размещение контейнерных площадок - компетенция городских районов, которые, зачем-то, сделали отдельными муниципалитетами.

Вроде бы схема проста, но неработоспособна и вызвала социальный протест. Это значит, что перед тем, как спешить отчитаться перед Москвой за "мусорные успехи", здесь, на местах, нужно было думать о людях. По самарской традиции чиновники хотели нравиться высокому начальству и наскоро утвердили тарифы, предоставили регоператору полигоны и право собирать деньги - т.е. доходы, остальное - затратную часть, повесили на бюджет и жителей - квитанции и контейнерные площадки. В итоге получили митинги, мусорные кучи, споры кто и где должен собирать мусор, двойные квитанции и единые кабальные поборы с жителей элиток, хрущевок и частных домов в Зубчаниновке.

23.04.19г., подогретый протестами в стране, премьер Дмитрий Медведев вдруг сообщил о возможном снижении мусорных тарифов. Хотя, что разрешать, если существующий тариф и так назван "предельным", т.е., в силу существующего закона, допустимо любое снижение в установленных пределах.

Как только высказался "тот самый премьер", "ожила" и Общественная палата Самарской области: записные общественники мгновенно прозрели, почувствовали на себе бремя несправедливости и даже предложили брать по 80 рублей с носа до утверждения новых тарифов. Однако, "обойти" Татарстан и взимать плату менее 70 рублей не посмели - не было команды.

Вчера все это прозвучало и на заседании Общественной палаты города, где вину за мусорный коллапс возложили прямо на непосредственного устроителя "мусорной реформы" - министра ЖКХ Самарской области Сергея Маркова.

Правда, критику министр не услышал: в Общественную палату он не явился и, вместо разговора о деле, предпочел протокольно встречаться и фотографироваться с Александром Хинштейном в Рождествено. Вместо себя Марков прислал аморфного и невнятного чиновника, кажется Антона Алимова, который вяло пенял на прошедшие годы и демонстрировал нежелание шевелиться для снижения социальной напряженности в регионе.

В остальном, среди выступавших отмечу первого вице-мэра Самары Владимира Василенко, который четко указал на недостатки реализации идеи "мусорной реформы" - сложности в организации контейнерных площадок, их "двойной" учет (в реестре города 2500 площадок, но ООО "ЭкоСтройРесурс" считает, что более 3300), необходимость изменения порядка работы мусорного оператора и социальной поддержки, если тариф выбран единым для всех самарцев.

Член Общественной палаты города Алексей Чигенев также подверг критике МинЖКХ, привел расчет конкретных цифр, в т.ч. при раздельном сборе мусора, и внес предложение об изменении нормативных актов МинЖКХ в части расчета тарифов, установлении платы не более 80 рублей с человека.

В итоге, общественная палата приняла за основу ряд предложений и рекомендовала Правительству Самарской области в связке с ГубДумой пересмотреть нормативы тарифной политики. Затем, с чувством выполненного долга, заседающие стали расходиться, попутно согревая друг друга дружескими объятиями и рукопожатиями.

А что делать простому гражданину, который смотрит телевизор, наблюдает кучи мусора и условную общественную дискуссию, но исправно получает квитанции с оплатой по квадратным метрам жилья?

Правильным был бы совет - не платить. Не платить до тех пор, пока чиновники не разберутся с проблемой, не наладят работу и не сформируют отвечающий здравому смыслу продукт - услугу по обращению с ТКО.

В нынешних условиях ответ потребителя должен быть рыночным и ощутимым для тех, кто привык неспешно рассуждать в министерском кресле, рисуя начальству статистику о несуществующих успехах. Система обращения с мусором в Самарской области не работает, власти никак не могут определиться с тарифами и методикой их расчета. За что же тогда с нас собирают деньги? Впрочем, собираемость платы за мусор в Самаре одна из самых низких в стране, люди вновь чувствуют себя обманутыми.

Поэтому - не платить. И не стоит бояться судебных разбирательств, региональный оператор просто не в силах судиться, а потому, ощущая сбой реформы "пятой точкой", чиновник начнет шевелиться и стимулировать правильную работу мусорного оператора.

Tags: Алексей Чигенев, Владимир Василенко, Самара, Сергей Марков, ЭкоСтройРесурс, мусорная реформа, общественная палата
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments